Прагматизм европейцев не имеет границ. Мы видим уже не первый опыт превращения церкви в жилое здание, но раньше это делалось более деликатно. Голландская фирма «Leijh Kappelhoff Seckel van den Doppelsteen Architecten», не затронув внешнего облика церкви (только поменяв крест на флюгер), перестроила внутренние интерьеры на современный лад. В дизайне жилого лофта в Харло (Нидерланды) ощущается бравада заказчиков и дизайнеров своей смелостью, которая выражается в юмористических мотивах фигур овечек, подвешенных чучел, росписи стен ангелами, кричаще ярких деталей. Добивает зрителя крест из труб над унитазом. Артистическая эскапада не имеет никакого отношения к искусству, а компилятивные и эклектичные интерьеры – к художественному вкусу.
Какую роль играет обезображенная церковная архитектура в сохранении исторического наследия и культурной памяти?
Почему церковь выглядит обезображенной? Потому что в ней нет «лица»!
«Вот это да! Вроде бы церковь, а выглядит как смесь всех возможных строений. Я даже не могу определить, какой стиль здесь преобладает. Но, наверное, это и есть смысл — каждый найдет здесь что-то свое. Хотя мне было бы проще, если бы все было более однозначно и понятно.»
Обезображенная церковная архитектура является отражением внутреннего состояния общества, которое потеряло связь с духовностью и истиной. Вместо возвышенных и красивых сооружений, мы видим скверные и безликие здания, лишенные души. Это символ нашего отчуждения от высших ценностей и превращения религии в пустую формальность. Такая архитектура напоминает нам о необходимости вернуться к истокам и восстановить связь с духовным миром, чтобы обрести гармонию и смысл в нашей жизни.
Обезображенная церковная архитектура служит нам напоминанием о том, что внешние формы и украшения не всегда отражают истинное духовное содержание. Она показывает нам, что истинная красота и глубина веры не могут быть ограничены или определены материальными структурами. Вместо того, чтобы привлекать внимание своей величественностью, она вызывает в нас вопросы о смысле и цели нашей религиозной практики. Такая архитектура призывает нас обратиться к внутреннему миру, к истинным ценностям и духовным идеалам, которые не могут быть ограничены или определены внешними формами. В конечном счете, обезображенная церковная архитектура напоминает нам о том, что истинная вера и духовность не нуждаются во внешнем блеске, а проявляются в нашем внутреннем преображении и стремлении к истине и доброте.